Устройство крана-манипулятора
Автомобильные краны-манипуляторы — подъемно-транспортные средства, выполняющие функции перевозки/перемещения и погрузки-разгрузки. Они отличаются высокой маневренностью и производительностью, используются в сфере строительства, коммунального хозяйства и благоустройства, логистике, лесной промышленности, нефтегазовом и электросетевом секторе. Различаются технико-эксплуатационными характеристиками и конструктивными особенностями.
Основные составляющие автомобильных кранов-манипуляторов
Вне зависимости от грузоподъемности и отраслевого решения основные узлы или конструктивные элементы техники едины.
- Базовое шасси с бортовой платформой. Фактически база с КОМ, определяющая проходимость, максимальный вес перевозимых грузов, габаритные размеры в транспортном положении.
- Крано-манипуляторная установка. Грузоподъемное устройство, состоящее из поворотной колонны на опорной раме, стрелового и гидрооборудования, механизма подъема груза и грузозахватного органа.
- Аутригеры. Выносные опоры для устойчивости, выдвигающиеся вручную или посредством гидропривода и отличающиеся размахом.
Ключевые характеристики — грузоподъемность, показатели которой определяются с учетом вылета стрелы, грузовой момент, вылет, высота подъема, производительность гидронасоса.
Особенности стрелового оборудования
Повсеместно используемые краны-манипуляторы подразделяются на две группы — тросовые (на гибкой) и шарнирно-сочлененные (на жесткой подвеске) КМУ. Наличие лебедки дает отдельные преимущества. Низкая скорость работы предпочтительна при монтаже и необходимости четко позиционировать груз. Обслуживание объекта из-за препятствий увеличивает возможности.
Типы складывания стрелы
- Z-образный. Стрела размещена в поперечной плоскости за кабиной или платформой. Обеспечивает технике максимум степеней свободы, позволяет работать и перевозить более габаритные грузы.
- L-образный. Стрела размещена в одной плоскости с кабиной по ходу или против хода движения. Обеспечивает равномерное распределение массы и высокую эффективность на больших вылетах.
Телескопическая стрела может иметь разное количество гидравлических секций. Система выдвижения, реализованная в КМУ нового поколения, не требует постоянного технического обслуживания, что сокращает затраты на эксплуатацию. Возможность подъема вверх, присутствующая в некоторых моделях, разрешает технике решать стоящие задачи даже в условиях ограниченных пространств.
Дополнительное оборудование для КМУ
Для расширения функционала автомобильного крана-манипулятора используется различное навесное оборудование, которое позволяет работать с разными грузами — сыпучими, паллетированными, длинномерными. Установка люльки превращает технику в автогидроподъемник. Шнеки позволяют бурить отверстия под опоры ЛЭП, столбы ограждений, фундаментные сваи без привлечения дополнительной спецтехники.